+38 (050) 605-30-10
+38 (067) 933-10-69
+38 (063) 117-21-88
ВТ-СБ: с 9:00 до 17:00


Применение лямбда-зонда в автомобилях семейства ВАЗ

  • Применение лямбда-зонда в автомобилях семейства ВАЗ

           Рассмотрим такой важный элемент, как лямбда-зонд (λ-зонд) — он же аналитический датчик концентрации кислорода (О2) измеряемой в выхлопной системе автомобиля. Простыми словами он замеряет остаточную долю несгоревшего кислорода в моторе. Такое происхождение названия кислородного датчика пошло от греческой буквы λ –и показывает она коэффициент избытка воздуха, то есть - соотношение действительного количества атмосферного воздуха, поступившего в камеру сгорания, к тому, которое теоретически необходимо, чтобы топливо сгорело в двигателе без остатка.

Экспериментальным путем было установлено, что для того, чтобы 1кг бензина сгорел полностью в двигателе нужно взять  14,7 кг воздуха. При этом лямбда будет равна единице λ=1. И тогда содержание токсичных веществ в отработавших газах будет наименьшим. Еще по значению этого показателя можно судить о качестве смеси: если λ<1, то считается, что смесь богатая (недостаток воздуха), и соответственно если λ >1, то бедная.

Всегда этот датчик устанавливается в выпускном коллекторе или в приемной тубе (в зависимости от конструкции). Его чувствительный элемент находится в потоке отработавших газов. Рабочая температура датчика не менее 360С, поэтому он внутри снабжен электрическим нагревательным элементом, чтобы обеспечить быстрый подогрев   после запуска.


В 1992 году, впервые в отношении автомобилей, Европейский парламент ввел так называемые нормы токсичности (Евро I) – предельные значения для выхлопных газов автомобилей и с каждым годом эти требования только ужесточаются. Так например в 2014 году ЕС уже принял стандарт для автомобилестроения - Евро VI.

Борьба за экологию уже давно узаконила наличие такого устройства, как каталитический  нейтрализатор (иными словами катализатор), который способствует снижению показателя вредных веществ в выхлопных газах, т.е. он дожигает выхлопные газы до той пропорции, которая допускается соответствующими нормами токсичности. Задумка конечно хорошая, но катализатор будет эффективно  работать лишь при постоянном контроле качества воздушно-топливной смеси в выхлопной системе, а сделать это можно с помощью кислородного датчика, который обеспечивает «обратную связь» с контроллером (ЭБУ). Он получает сигнал от датчика и пересчитывает количество топлива, подающегося через форсунки в циллиндры.

На ВАЗах с нормами токсичности Евро-III стали устанавливать  уже два лямбда-зонда;- первый замерял количество кислорода до катализатора, - второй же датчик замерял количество остаточного кислорода уже после прохождения отработанных газов через катализатор. Таким образом достигался более точный расчет для приготовления подаваемой в цилиндры смеси и качественней контролировалась эффективность работы нейтрализатора. На практике - если на вашем автомобиле резко увеличился расход топлива, появилась неустойчивая работа двигателя на холостом ходу,  упала мощность (автомобиль стал плохо разгоняться, по простонародному  начал «тупить»),  при этом еще  увеличились показатели СО в выхлопных газах, то с вероятностью более 90% скорее всего вышел из строя именно датчик кислорода и отсюда соответственная реакция ЭБУ (контроллера), на неисправность – т.к. состав подаваемой горючей смеси далек от идеального. В таком случае потребуется диагностика и последующая замена лямбда-зонда. Обращаем Ваше внимание, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором (обманкой, как часто пишут т.н.  "специалисты") не помогут – ЭБУ будет игнорировать "чужие" сигналы, и не сможет использовать их для коррекции состава приготавливаемой топливно-воздушной смеси.


В наших реалиях из-за качества топлива, лямбда-зонд становится очень уязвим (особенно страшен этилированный бензин и герметики, имеющие высокое содержание силикона с большой летучестью), а если еще и с силовым агрегатом имеются проблемы (плохое состояние маслосъемных колец, обогащенная топливно-воздушная смесь, попадание антифриза в цилиндры и прочее) тогда ресурс ЛЗ значительно сокращается. Ресурс лямбда-зонда обычно составляет 80-90 тыс.км.

На автомобилях семейства ВАЗ завод-производитель устанавливает 4-х контактные лямбда-зонды фирмы BOSCH и DELPHI. Рассмотрим подробнее на каких моделях ВАЗ устанавливаются какие датчики:

- для переднеприводных автомобилей объемом 1,5л и Нива Шевроле (до 28.03.2006 года выпуска) до катализатора используют датчик BOSCH 0 258 005 133, а в случае если их на машине стоит два, второй будет с маркировкой BOSCH 0 258 005 247;

- для переднеприводных автомобилей объемом 1,6л, Калина 1,4л, Нива и Нива Шевроле (после 28.03.2006 года) используют датчик BOSCH 0 258 006 537 (одинаковый как до, так  и после катализатора);

- для автомобилей 2107 с инжекторным двигателем, а так же для автомобилей с электронной педалью газа (Е-газ) используют датчик кислорода DELPH 28122177.

И хотя на рынке можно найти и другие аналоги мы настоятельно рекомендуем использовать датчики кислорода именно этих марок, которые признаны заводом производителем.

Оригинальные датчики кислорода, а так же другие запчасти для ВАЗ вы можете приобрести в нашем интернет-магазине АвтоГост или в магазине на авторынке «ЛОСК» в г. Харьков

Рекомендуемые товары

Лямбда-зонд  DELPHI (датчик кислорода) ВАЗ 2107

Лямбда-зонд DELPHI (датчик кислорода) ВАЗ 2107

Датчик концентрации кислорода в приемной трубе (лямбда-зонд)  DELPHI 28 122 177 устанавливается..

1200.00грн.

Удлинитель Лямбда-зонда (датчика кислорода) универсальный

Удлинитель Лямбда-зонда (датчика кислорода) универсальный

Удлинитель Лямбда-зонда (датчика кислорода) универсальный используется при переделке выхлопной систе..

130.00грн.

Лямбда-зонд (датчик кислорода) BOSCH (133)

Лямбда-зонд (датчик кислорода) BOSCH (133)

Датчик концентрации кислорода в приемной трубе (лямбда-зонд) BOSCH 0 258 005 13..

810.00грн.

Лямбда-зонд (датчик кислорода) BOSCH (537)

Лямбда-зонд (датчик кислорода) BOSCH (537)

Датчик концентрации кислорода в приемной трубе (лямбда-зонд) BOSCH 0 258 006 537..

770.00грн.